суббота, 9 февраля 2013 г.

текст песни "я рожден чтобы бить первым")))

пробиваясь сквозь лед

звенящей весной:

в пробудившейся тундре                                          

Я не выдумал это.                  

Ненецкие поэты с детства умели работать по-настоящему: хорошо и надежно делать дело; от этого в их стихах жизнелюбие, раскованность, уверенная меткость слов, естественность и точность образов. В них находит свое выражение национальный идеал: лучшее и наиболее выразительное. Ненцы поэтичный народ с образным мышлением, издавна привыкшие песней многоцветной вышивать свой  вседневный труд .    Если в спичке скрыт костер, в каждом ненце скрыт художник... слова Прокопия Явтысого. Острый взгляд охотника подмечает всю красоту окружающего мира. Опять нахожу  предрасветных мгновений стихи ...

Стихи ненецких поэтов родились от свободного избытка творческой силы, от полноты жизни, а не от страдания, как почти вся русская литература, особенно в XIX в. Это мощное проявление северных стихий в творчестве Василия Ледкова, живое и ясное понимание смысла поэзии и воплощение его в стихах Алексея Пичкова, широкое представление лучших ненецких традиций в поэтическом слове Прокопия Явтысого. Их стихи наполнены внутренней энергией и свежестью, крепко связаны с природой и народными корнями. Они воспринимают действительность осмысленно и объективно, с полным осознанием своего творческого и социального призвания.

Настоящий поэт создает свои произведения творит двойной волей: своей и Бога. Я хочу, чтоб фразы-маги, мир творили новизной (поэт делает его в своих стихах как бы созданным вновь и нетленным). Это и голос родной земли безграничная тундра мне душу свою открывает . В стихах-песнях душа народа открывается всему большому миру. Искусство соединяет людей, они узнают друг друга и начинают осознавать, что едины и живут одинаковыми общечеловеческими ценностями.

Наверное, не будет преувеличением считать поэтами ненецкого народа основателей ненецкой литературы: Василия Ледкова, Алексея Пичкова и Прокопия Явтысого. Они создали произведения высокого мастерства, в которых  проявилась  сила   отчего края и мудрость народа. В них звучит голос тундры.   Их песни от имени народа и  для народа, чтобы силой земли наполнялись сердца .     Целебное  родное  слово   тебе   нежданных   сил  придаст , говорит Прокопии Явтысый. Земляки мои, моя опора , в земле нашей отчей сплелись  мои  корни , строки   из    стихов    Прокопия  Андреевича.  В стихах классиков   ненецкой литературы слышна душа ненецкого  народа. Жди таинственного зова, чтоб с души мученье снять.  И к тебе вернется слово, что способно окрылять".

Мне известно только одно имя поэта, которому при жизни официально присвоено звание народного: Имант Зиедонис, народный поэт Латвии. Его великолепные стихи переведены на русский язык и изданы. В них открывается мир более чем двухтысячелетней общности латвийского и русского! Ведь до нашей эры был единый славяно-германо-балтийский народ, ответвившийся от общего индоевропейского ствола.

При жизни Владимира Высоцкого ни одно союзное издательство не напечатало его стихов. Когда он называл себя поэтом, многие только пожимали плечами. Пророков нет в отечестве своем да и в других отечествах не густо . Звание высокое и утверждает его сам народ признанием и всеобщей любовью и то, многие годы спустя.

Пришел Есенин, но городская жизнь быстро повернула творчество совсем по-другому. Кто, кроме него? Никто живым не был признан властью русским народным поэтом: ни Пушкин , ни Высоцкий... Их третировали, ими пренебрегали. Истинное значение их творчества мало кто осознавал (известный вопрос Пушкииу Кто вы такой, по какому ведомству служите? и его ответ: Я служу по России ).

«Что дам я за хлеб их и вкусный крупник? Стихи? непременно вернут мне и скажут: Шутник! Некрасова многие называли певцом скорби народной , а он писал таким же чуждым народу умираю, как жизнь начинал . Велимир Хлебников молил о том, чтобы у земли русской появились уста (многие его собственные произведения эпические по сути).

В Российской Федерации  нет звания  народного поэта  или писателя. Есть Народные артисты и особенно актрисы, певцы... А русского народного поэта нет.   Причина проста поэты были, только... не народные. Яснее всех сказал об этом Саша Чёрный:

Более того, совершенно невероятно было, скажем, чтение при дворе своих произведений Достоевским или Львом Толстым, особенно после того как тот был отлучен от церкви. Владимир Даль восемь лет не мог опубликовать свой (знаменитый теперь и доступный каждому) двухтомник Пословицы русского народа . Официальное мнение было непреклонно: книга признавалась собранием народных глупостей , вредной для государства и православия. Все народное глубоко презиралось как низменное. Это предпочтение иностранного (но тоже не народного) было во многих других странах. Для царей и знати как раз чужеземное было родным, их пристрастия естественны... Обращение к тому, что называется демократией, открыло путь для народного духовного богатства. Выяснилось, что именно народные истоки питают лучшие произведения классической культуры. Таковы приведения Пушкина, Достоевского, Льва Толстого и многих других.                                                                                 

 Литература, музыка, язык, одежда, все, что подразумевает отношение к культуре, приветствовалось только иностранное. У Грибоедова в Горе от ума ... французик из Бордо , проехав пол-России, в состоятельном обществе ни звука русского, ни русского лица не встретил ... Представить царя в народном костюме так же невозможно, как царицу в сарафане, исполняющую народную песню  или танец.

Во все времена эпические сказания, сказки, песни были силой, соединяющей людей друг с другом и с мудростью прошедших поколений. В них сберегалась и передавалась потомкам духовная культура, нематериальное богатство народа. Правда, до XX века те, кто относили себя к приличному и образованному русскому обществу, принимали культуру, в основном, чужеземную, иностранную. Вспомним пушкинскую Татьяну! Она по-русски плохо знала и писала знаменитое письмо Онегину по-французски.

  Я РОЖДЕН ПОД СТУК КОПЫТ БЕЛОГО ОЛЕНЯ

ПРОКОПИЙ  ЯВТЫСЫЙ:

Прокопий Явтысый Я рожден под стук копыт

Прокопий Явтысый Я рожден под стук копыт (Любовь Царькова) / философия / Проза.ру - национальный сервер современной прозы

Комментариев нет:

Отправить комментарий