воскресенье, 10 февраля 2013 г.

основные факторы развития человечества в эпоху древности

Среди арабов и евреев довольно много было людей энциклопедической образованности, известных на север от Пиренеев, где им давали другие имена, более привычные для европейского уха. Философ 11 века Ибн Сина стал Авиценной, логик Ибн Баджа – Авемпасом,, Абу Бекр ибн Туфайль – Абубацером, Моше Бен Маймон в Маймонида и т.д. На латинский язык труды арабских и еврейских философов, а также труды античных авторов, существовавшие на арабском языке, были переведены в первой половине 12 века, но первые переводы были неудачными, слишком темными и туманными. Переводы. Сделанные во второй половине 12 века были более удачными. Самое сильное впечатление произвели труды неоплатоника Прокла,  затем шли арабские пересказы логических сочинений Аристотеля, излагаемые в неоплатоническом духе. В этих произведениях смутный, расплывчатый и поэтический платонизм 12 века отлился в систематические формы, которая уточняла его воззрения и придавала им почти научную основательность. Влияние арабских посредников было столь велико, что в конце 12 века можно было почти без натяжек говорить о "латинском авиценнизме".  Все же с натяжками. В учении Авиценны содержались такие пассажи, с которыми христиане просто не могли согласиться, например, учение о существовании некой деятельной Интеллигенции, духовной силы, единой для всего человеческого рода. Чтобы достичь Бога, надо проникнуть сквозь эту Интеллигенцию, либо она и есть Бог. Понятно, что признание иного деятельного Абсолюта, кроме Бога для христиан было неприемлемо. Во второй половине 12 века появились в достаточном количестве произведения, в которых учение арабов комбинировалось со всеми известными неоплатониками: Августином, Боэцием, Эриугеной и другими. Эти компиляции свидетельствовали о том, какое смятение царило во многих философских умах под влиянием новых, непривычных идей и текстов. Примером может служить творчество Давида Динанского, главное произведение которого " О частях, то есть о разделениях", было сожжено в 1210 году. Давид Динанский был преподавателем факультета искусств Парижского университета ( об университетах мы еще поговорим), много путешествовал, в том числе на восток, в Византию, где и познакомился с произведениями Аристотеля. Его (Давида Динанского) считают  продолжателем философии Эриугены. Кроме того, Давид  интересовался, что было сравнительно редко в его время,  естественными науками – ботаникой, метеорологией, оптикой, биологией, физиологией человека. Похоже, что эти увлечения сильно повлияли на его общефилософские воззрения. Во всяком случае Давид Динанский высказывал весьма радикальные для своего времени взгляды, слегка напоминающие взгляды, за которые уже в 17 веке был осужден Спиноза – о том, что "мир есть сам Бог". И более того, и далее того – в природе Давид находит материю и душу. Материя (хиле)  есть основа природы и всех природных вещей. То есть Давид выдвигает на первый план материальную субстанцию, которая есть общий субстрат всех конкретных субстанций.  У субстанций есть формы, которых нет у Бога и материи как общего субстрата. То есть формы есть нечто вторичное, характерное только для конкретных вещей. На том основании, что материя и Бог не имеют формы, Динанский делает вывод, что это одно и то же (вот где снова рассуждение по аналогии).  Еще одна аналогия в пользу тождества материи и Бога – и то, и другое познается умом, в отличие от конкретных вещей, которые познаются чувственно.  И третья аналогия в защиту той же позиции.  С точки зрения чувственного познания Бог есть ничто (Эриугена), и материя есть ничто – знанчит они одно и то же.  Ну просто Спиноза с его отождествлением Бога – природы – субстанции, двумя атрибутами – материей и духом и неисчислимым количеством конкретных модусов двух родов – материальных и идеальных.  Трудно сказать, на самом ли деле можно говорить о восточном влиянии   на столь необычные взгляды Динанского, об этом ничего доподлинно неизвестно, но "косвенные улики" в пользу этой версии есть.  Нельзя думать, что восточная философия совершенно свободно и беспрепятственно проникала в христианскую культуру. Конфликты были неизбежны и главным субъектом противодействия разлагающему влиянию арабства и еврейства стали те,

 С начала 13 века в Европе все сильнее начинает ощущаться "восточная атмосфера" - дух арабов и евреев. Изысканность арабской философии, соперничавшей с великими учениями античности, утонченность философии еврейской выгодно отличались от многих в общем-то школьных сочинений европейских философов. Труды восточных философов шли в Европу из Испании, завоеванной арабами и основавшими там Кордовский халифат. Спасаясь от межплеменных распрей, еще в 8 веке арабы колонизовали большую часть (примерно 2/3) Пиренейского полуострова  и основали там государство Ко́рдовский халифат до 929 года — эмират, которое достигло расцвета к 11 веку.  В 30-е гг. 11 века халифат распался на множество мелких государств – эмиратов, наиболее значительным из которых был Гранадский эмират. Мусульманское владычество в некоторых частях Испании продлилось до конца 15 века. Вместе с мусульманами в Испанию переселялись евреи, во многих городах  процветали еврейские общины, поэтому и еврейская "интеллигенция" чувствовала себя достаточно комфортно. Гораздо более комфортно, чем в христианских странах, ислам к иноверцам был куда как терпимее: и к христианам, и к евреям.

Философский дух 13 века определили три основных фактора: влияние восточной философии, появление университетов, из которых главное влияние оказал Парижский, и создание двух монашеских орденов. Начнем с  первого фактора.

Болонский, Парижский, Оксфордский и иные старейшие европейские университетв на сайте .

и (Сорбонна) в Википедии.

в коллекции информационных ресурсов (по сочинению Жоффруа де Виллардуэна "Завоевание Константинополя").

- глава из книги книги: Е. Гергей. "История папства" на сайте "Седмица.РУ".

Работа М.Бойцова и М.Шукурова (глава 8, ).

Материалы по теме занятия:

Для раскрытия темы, связанной с развитием философии в начале XIII века, мы решили привести фрагмент лекции, прочитанной профессором Э.Г.Баландиной в рамках Философской школы.

Достаточно просто подбирать материалы к занятию Философской школы, когда тема связана с жизнью и деятельностью конкретной персоны - будь то Бонавентура, Ансельм Великий или Фома Аквинский. Значительно сложнее подыскать материалы, позволяющие осветить конкретный период или направление философской мысли.

Основные факторы развития философской мысли в начале XIII века. Первые университеты Европы

Начало 13 века. Основные факторы развития философской мысли

> Начало 13 века. Осно...

Профессиональные ассоциации

Основная сфера деятельности Центра "АНАЛИТИК" – проведение маркетинговых, социально–экономических, социально–политичес­ких исследований. Около 10% в общем объеме выполненных работ составляют комплексные судебно–психологи­ческие и психолого–лингвистические исследования и экспертизы.

(с группировкой по видам исследований, в стоимостном выражении, 2008 год)

Структура проектов, выполненных Центром "АНАЛИТИК"

Центр "Аналитик" -  Начало 13 века. Основные факторы развития философской мысли

Комментариев нет:

Отправить комментарий